Введение с 1 мая 2022 г. сбора за размещение (распространение) рекламы вызвало огромное количество вопросов у плательщиков. Далее рассмотрены некоторые популярные вопросы, которые были заданы на вебинаре.
1. Вопрос. Включается ли в прочие нормируемые затраты сбор за размещение (распространение) рекламы, исчисленный по услугам, стоимость которых включается в прочие нормируемые затраты?
Ответ. Сбор за размещение (распространение) рекламы включается в затраты полностью.
В подп.2.10 ст.170 НК перечислены расходы на рекламу, которые включаются в затраты при налогообложении прибыли полностью. В подп.2.10 ст.171 НК указано, что остальные расходы на рекламу включаются в прочие нормируемые затраты.
Вместе с тем, сбор за размещение (распространение) рекламы включается организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а индивидуальными предпринимателями - в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (подп.2.10 Указа Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации», далее – Указ № 131).
Таким образом, Указ № 131 не устанавливает необходимость нормирования сбора в зависимости от того, исчисляется ли он от нормируемых расходов за размещение (распространение) рекламы. Соответственно, сбор, исчисленный от стоимости услуг по распространению рекламы, являющихся нормируемыми, включается в затраты при налогообложении полностью.
2. Вопрос. Организация применяет УСН, не исчисляет НДС и не принимает его к вычету, относя на стоимость покупок. Как для организации на УСН определяется база для исчисления сбора за размещение (распространение) рекламы: без учета НДС, как установлено в Указе № 131, или все-таки с учетом НДС, так как он по приобретенным услугам по размещению рекламы не принимается к вычету?
Ответ. Независимо от того, что организация не является плательщиком НДС и не принимает НДС к вычету, базой для исчисления сбора является стоимость услуг без НДС.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты НДС, относят на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав суммы НДС:
- уплаченные ими при ввозе товаров;
- предъявленные им при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав;
-уплаченные ими в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь (п.14 ст.132 НК).
Вместе с тем, базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС (подп.2.5 Указа № 131). Данное положение применяется независимо от того, является организация плательщиком НДС либо нет.
Таким образом, организация, применяющая УСН и относящая «входной» НДС на стоимость услуг, базу для исчисления сбора определяет как стоимость услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС.
3. Вопрос. Организации оказаны услуги по размещению (монтажу) рекламной вывески на фасаде здания. Облагается ли стоимость услуг сбором за размещение (распространение) рекламы?
Ответ. Стоимость услуг по размещению (монтажу) на фасаде здания рекламной вывески сбором за размещение (распространение) рекламы не облагается.
Объектом обложения сбором признается размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет (подп.2.3 Указа № 131).
Базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС (подп.2.5 Указа № 131).
Под размещением (распространением) рекламы понимается доведение в любой форме с помощью любых средств рекламы до сведения потребителей рекламы (сайт МАРТ, 26.04.2022).
В рассматриваемой ситуации оказаны не услуги по размещению (распространению) рекламы, а услуги по размещению (монтажу) средства наружной рекламы – рекламной вывески. Соответственно, заказчик не исчисляет сбор из стоимости этих услуг.
4. Вопрос. Сторонняя организация оказала комплекс услуг, результатом которых согласно ТТН-1 стали «фуфайка х/б с нанесенным логотипом, зонт складной с нанесенным логотипом, нож складной с нанесенным логотипом, листовка рекламная, ручка шариковая с логотипом». Мы самостоятельно распространяем эти предметы, рекламируя свое предприятие и товар, реализацией которого занимаемся, разными способами: на учебе-семинаре с представителями наших покупателей, непосредственно в офисе при выписке первичных документов на отгрузку, во время проведения тендеров или заключении договоров и пр. Что в данном случае будет являться объектом для исчисления сбора за размещение (распространение) рекламы и за какой квартал необходимо его исчислить?
Ответ. Объект для исчисления сбора за размещение (распространение) рекламы отсутствует.
Объектом обложения сбором признается размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет (подп.2.3 Указа № 131).
Под размещением (распространением) рекламы понимается доведение в любой форме с помощью любых средств рекламы до сведения потребителей рекламы (сайт МАРТ, 26.04.2022).
В рассматриваемой ситуации организации оказаны услуги по изготовлению (производству) рекламы. Размещение (распространение) рекламы осуществляется организацией самостоятельно, а значит, объект обложения сбором отсутствует.
Обсудим Ваши вопросы исчисления сбора за размещение (распространение) рекламы, нормирования расходов на рекламу, исчисления НДС, налога на доходы иностранных организаций по рекламным услугам и иные вопросы на вебинаре, который состоится 14 июня 2022 года с 10.00 до 13.15. Подробная программа вебинара и запись на вебинар здесь.