Опубликован Указ Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131
«О развитии средств массовой информации» (далее – Указ) (вступает в силу, в основном, с 1 мая 2022 года)
За этим, казалось бы, ничего не значащим для бухгалтерии названием Указа скрываются 2 налоговые новации:
• введение нового сбора - сбора за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор);
• новая ставка НДС в 2022 году 26% - при реализации услуг передачи данных; увеличении налоговой базы при реализации услуг передачи данных, на суммы, указанные в пункте 4, абзаце втором части второй п. 8 и части второй п. 9 ст. 120 НК. При этом под услугами передачи данных понимаются услуги доступа в сеть Интернет, оказанные операторами электросвязи, а также услуги передачи данных, оказанные операторами сотовой подвижной электросвязи.
Плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями, за исключением лиц, указанных в подп. 2.2 Указа.
В исключение попали:
• организации, использующие труд инвалидов, если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период. При этом численность работников (инвалидов) организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно определяется в порядке, установленном в части второй подп. 1.16 ст. 118 НК;
• исправительные учреждения и республиканские унитарные производственные предприятия Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел.
Объектом обложения сбором признается размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет.
Обратите внимание, в составе объекта обложения не значится изготовление рекламы.
В Указе перечислено достаточно много случаев, когда не возникает объект обложения сбором (подп.2.4 Указа). Например, не нужно исчислять и уплачивать сбор, если реклама размещается:
• на досках объявлений;
• в зданиях (помещениях, сооружениях);
• на официальных интернет-сайтах и иных интернет-ресурсах республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и государственных организаций, а также в средствах массовой информации, редакциями которых являются государственные органы и государственные организации;
• в других случаях.
Базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС. В связи с этим, договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы.
Следует полагать, что если рекламораспространитель одновременно является создателем данной рекламы (например, макета), то необходимо разделить стоимость услуг по созданию рекламы и стоимость услуг по ее размещению (распространению). Окончательное разъяснение по данному вопросу – за компетентными органами. Ими являются МАРТ и Министерство информации.
Отчетным периодом сбора является календарный квартал. Дата возникновения обязательства по исчислению сбора не определена. Но поскольку базой для исчисления сбора является стоимость
фактически оказанных для рекламодателя услуг, есть основания полагать, что сбор будет исчисляться за квартал, в котором рекламораспространитель оказал услугу. И здесь возможны затруднения для бухгалтера: дата фактического оказания услуги и дата отражения ее в бухгалтерском учете могут не совпадать. Фактически услуга может быть оказана в одном месяце, а в бухгалтерском учете рекламодателя она может быть отражена в следующем месяце, если ПУД подписан не «месяц в месяц». Законодателям целесообразно пояснить, что будет пониматься под фактическим оказанием услуг: выход рекламы в свет или формальное подписание документа.
Ставка сбора устанавливается:
• при размещении наружной рекламы, размещении (распространении) рекламы на транспортных средствах, в том числе внутри салонов транспорта общего пользования, – в размере 10 % стоимости оказанных услуг;
• в иных случаях – в размере 20 % стоимости оказанных услуг.
Правильное применение ставки сбора требует от бухгалтеров знания, что относится к наружной рекламе. Впрочем, с введением нормирования расходов на рекламу в налоговом учете, это уже не новая проблема.
Сбор исчисляется в белорусских рублях как произведение базы для исчисления сбора и ставки сбора. Предусмотрена налоговая отчетность - плательщики сбора при наличии объекта обложения сбором представляют в налоговые органы по месту постановки на учет расчет по форме, установленной Министерством по налогам и сборам, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Таким образом, если объект обложения сбором отсутствует, расчет не подается.
Перечисление в республиканский бюджет сбора производится плательщиками сбора не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Перечисление в республиканский бюджет сбора осуществляется плательщиками сбора с учетом деятельности филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц.
Указом установлена ответственность в случае неуплаты, неполной уплаты - пени. В целом следует понимать, что в отношении сбора плательщики несут обязанности, установленные
налоговым законодательством для плательщиков налогов, сборов (пошлин) (подп.2.1 Указа). В свою очередь, налоговые органы при осуществлении контроля за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой сумм сбора, применении способов обеспечения уплаты сбора и пеней, их взыскании пользуются правами и несут обязанности, установленные для осуществления налогового контроля, применения способов обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней и взыскания налогов, сборов (пошлин) и пеней (подп.2.11 Указа).]
Сбор включается организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а индивидуальными предпринимателями – в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц.
Средства сбора в полном объеме направляются на оказание поддержки в виде субсидий юридическим лицам, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, являющимся государственными организациями, и используются на финансирование производства (возмещение расходов на производство) белорусского (национального) контента (подп.2.12 Указа).
Обращаем внимание на то, что если ставка НДС 26% введена до конца 2022 года, то в отношении сбора не указано, на какой период он вводится.