Обзор последних разъяснений министерств по НДС и налогу на прибыль
Письмо МНС от 21.04.2020 № 2-1-10/00880 «О порядке администрирования «ввозного» НДС из ЕАЭС»
В письме содержатся примеры уплаты НДС при ввозе товаров из ЕАЭС путем зачета, а также иные ситуации, связанные с «ввозным» НДС.
Самое важное:
1.Вычет «ввозного» НДС в отчетном периоде принятия на учет ввезенных из ЕАЭС товаров, если уплата НДС производится путем зачета, возможен и правомерен, в случае когда данный зачет произведен налоговым органом в день представления налоговой декларации по НДС, в части II которой отражена налоговая база и сумма «ввозного» НДС, а в части I сумма «ввозного» НДС отражена в составе налоговых вычетов.
2. Вычет «ввозного» НДС в отчетном периоде принятия на учет ввезенных из ЕАЭС товаров невозможен и неправомерен, если плательщик хочет зачесть «ввозной» НДС «сам в себя», то есть:
- отражает его в составе налоговых вычетов в отчетном периоде принятия ввезенных товаров на учет;
- образуется превышение суммы вычетов над исчисленным НДС в связи наличием оборота со ставкой НДС 0%;
- это превышение плательщик желает зачесть в счет уплаты отраженного в вычетах «ввозного» НДС.
ИМНС не должна даже принимать заявление о таком зачете.
3. Представление части II декларации по НДС без части I декларации по НДС является нарушением порядка заполнения декларации по НДС.
При представлении плательщиком только части II декларации по НДС ему направляется налоговым органом сообщение о приеме ее с ошибкой и о необходимости представления декларации по НДС, содержащей части I и II.
Исключение: плательщики, которые представляют декларации по НДС ежеквартально. При наличии объектов, подлежащих отражению в период между отчетными кварталами в части II декларации по НДС, они вправе за такие отчетные периоды представлять часть II без представления части I.
4. Если плательщик представил декларацию по НДС с частями I и II, сумма «ввозного» НДС уплачена в бюджет, ЭСЧФ на сумму «ввозного» НДС направлен на Портал, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в ИМНС представлено не было, вычет «ввозного» НДС в части I декларации правомерен. Разумеется, заявление все-таки должно быть впоследствии направлено в ИМНС.
Информация о проведенной в апреле 2020 года модернизации АИС «Учет счетов-фактур» и доработках, реализованных в системе для Личного кабинета субъекта хозяйствования АИС «Учет счетов-фактур» (размещена на сайте МНС 29.04.2020)
С конца апреля 2020 года на Портале ЭСЧФ внедрены многие грандиозные новшества. Например:
1.Портал по-иному проставляет дату наступления права на вычет в ЭСЧФ, полученных от белорусских поставщиков. Ранее дата вычета присваивалась равная дате совершения операции, теперь – в зависимости от даты подписания такого ЭСЧФ ЭЦП – или дата совершения операции, или дата подписания ЭСЧФ ЭЦП.
2.Портал по-другому проставляет дату наступления права на вычет в ЭСЧФ, созданных при приобретении объектов на территории Республики Беларусь у иностранных организаций. Ранее это была дата, равна дате совершения операции, сейчас - в зависимости от даты направления на Портал такого ЭСЧФ – или 22-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на который приходится дата совершения операции, или дата направления ЭСЧФ на Портал.
3.В форме дополнительного ЭСЧФ стали доступны для заполнения некоторые строки, в том числе признак возврата товаров.
4.Иные многочисленные доработки.
Для того чтобы указанные доработки АИС «Учет счетов-фактур» стали доступны пользователю, необходимо после авторизации на Портале и входе в Личный кабинет нажать клавишу «F5» или комбинацию клавиш «Ctrl F5».
Письмо МНС от 26.05.2020 № 2-2-10/01117 «О курсовых разницах»
Издано в связи с подписанием Указа Президента Республики Беларусь № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств» (далее – Указ № 159).
Основные идеи письма:
1.Указ № 159 не распространяется на курсовые разницы, образующиеся по так называемым псевдовалютным договорам (когда стоимость в договоре установлена в иностранной валюте, а оплата производится в белорусских рублях).
2.Указ № 159 не касается налогового учета. Для целей налогообложения прибыли курсовые разницы учитываются или на каждую отчетную дату, или одноразово в 4 квартале года. Выбранный метод можно однократно в течение года изменить (подп. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 504 «О курсовых разницах», подп. 2.6 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики»).
3.В случае если порядок налогового учета курсовых разниц в учетной политике организации не определен, курсовые разницы подлежат учету при исчислении налога на прибыль на основании положений статей 173 – 175 НК.
Письмо Минфина и МНС от 27.05.2020 № 5-1-26/119, № 2-2-10/01128 «О расходах на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий»
Письмо написано в развитие нормы подп.2.5 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143), согласно которой затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий по перечню, определяемому Министерством здравоохранения, включаются юридическими лицами (далее – затраты на проведение мероприятий) в состав внереализационных расходов (с 1 апреля 2020 г.).
Министерство здравоохранения пошло по пути наименьшего сопротивления: оно решило не издавать никакого специального перечня, а рекомендовало пользоваться имеющимися документами:
- Санитарными нормами и правилами «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID-19», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения от 29 декабря 2012 г. № 217, в редакции от 24 апреля 2020 г.;
- постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18 июля 2012 г. № 108 «Об ограничительных мероприятиях» в редакции от 7 апреля 2020 г.
Кроме того, по иным санитарно-противоэпидемическим мероприятиям следует пользоваться рекомендациями Минздрава, изложенными в письмах Минздрава:
- от 13 марта 2020 г. № 7-19/4568 «О профилактике коронавирусной инфекции»;
- от 4 апреля 2020 г. № 7-19/6000 «О проведении мероприятий по профилактике инфекции COVID-19».
При этом Министерство здравоохранения определило, что санитарно-противоэпидемические, в том числе ограничительные, мероприятия реализуются с момента получения рекомендаций данного министерства, в связи с чем в состав внереализационных расходов включаются затраты на проведение данных мероприятий, реализованных с момента получения рекомендаций Министерства здравоохранения.
Моментом получения рекомендаций, в свою очередь, решено считать даты издания писем: 13 марта и 4 апреля. То есть, несмотря на то, что Указ № 143 говорит о включении во внереализационные расходы указанных мероприятий с 1 апреля 2020 г., министерства определили иные даты их учета при налогообложении прибыли.
Кроме того, МАРТ издал свои рекомендации для организаций розничной торговли, бытового обслуживания населения и общественного питания, которые согласовал с Минздравом 29 мая 2020 г. (размещены на сайте МАРТ).
В результате остался открытым вопрос: все же с какой даты включать во внереализационные расходы те или иные расходы, связанные пандемией коронавируса. Особенно непонятна ситуация с перчатками.
Представители МНС обещают издать еще одно письмо, которое ответит на все вопросы.
Письмо МНС от 03.06.2020 № 2-2-10/01179 «О курсовых разницах»
Основные положения письма:
1.Организации не вправе устанавливать в учетной политике разный порядок учета для курсовых разниц, подлежащих включению в состав внереализационных расходов, и для курсовых разниц, подлежащих включению в состав внереализационных доходов.
2.Если организации воспользовались правом изменения учетной политики на основании подп. 2.6 Указа № 143, то они применяют выбранный после 1 апреля 2020 г. порядок включения курсовых разниц в состав внереализационных доходов (расходов) в течение всего налогового периода, т.е. с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г.
3.Если такие изменения в учетную политику внесены, организация вправе изменить свои показатели по расчету налога на прибыль при представлении налоговой декларации за 2 квартал 2020 г. путем заполнения Раздела III «Сведения о занижении (завышении) суммы налога, подлежащей уплате (возврату) по налоговой декларации (расчету), в которой обнаружены неполнота сведений или ошибки» налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль, либо путем представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль с внесенными изменениями за 1 квартал 2020 г.
Письмо МНС и Минфина от 17.06.2020 № 2-1-10/01270, № 5-1-25/137 «О применении отдельных норм Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики»
Издание письма связано с возникающими вопросами у арендодателей, которые в добровольном порядке на основании п.11 Указа № 143 предоставляют арендаторам - отсрочку по оплате арендной платы.
Письмом разъяснено, что пункт 11 Указа № 143 является самостоятельной нормой и не устанавливает обязанностей для субъектов, его применяющих, соблюдать требования, предусмотренные подпунктом 6.1 Указа № 143. Следовательно, если арендодатель в соответствии с рекомендацией по п. 11 Указа № 143 добровольно предоставил отсрочку субъекту хозяйствования, он должен руководствоваться особым порядком определения момента фактической реализации по НДС, установленным п. 12 Указа № 143, независимо от того, какие виды деятельности осуществляет арендатор.
Этот особый порядок определения момента фактической реализации представлен мною в виде таблицы:
Арендная плата за |
Момент фактической реализации у арендодателя |
Срок выставления ЭСЧФ арендодателем |
Отражение в налоговой декларации по НДС |
апрель |
31 декабря |
10.01.2021 |
за декабрь |
май |
31 декабря |
10.01.2021 |
за декабрь |
июнь |
31 декабря |
10.01.2021 |
за декабрь |
июль |
31 декабря |
10.01.2021 |
за декабрь |
август |
31 декабря |
10.01.2021 |
за декабрь |
сентябрь |
31 декабря |
10.01.2021 |
за декабрь |
октябрь |
31 октября |
10.11.2020 |
за октябрь |
ноябрь |
30 ноября |
10.12.2020 |
за ноябрь |
декабрь |
31 декабря |
10.01.2021 |
за декабрь |