Принят Указ Президента Республики Беларусь «О поддержке экономики» от 24 апреля 2020 г. № 143. Он вступил в силу с 26 апреля 2020 г., но отдельные его нормы имеют «обратное» применение.
МНС дало комментарий к Указу в виде письма от 30.04.2020 № 2-2-2/00934 «О нормах Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143»
Кроме того, официальные комментарии в пределах своей компетенции дали иные органы государственного управления:
Указ затрагивает различные сферы, в которых будет оказана поддержка. Вот краткий обзор налоговых послаблений для организаций.
1. Для отдельных предприятий, перечень которых утвердит Совмин, сокращен срок зачета суммы превышения налоговых вычетов над общей суммой исчисленного НДС. Напомним, что такой срок, за некоторыми исключениями, составляет 30 дней. За отчетные периоды с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. для предприятий из перечня он будет составлять 10 дней со дня принятия налоговым органом решения о возврате образовавшейся разницы (подп.2.4 п.2 Указа № 143).
2. Для арендодателей, предоставивших своим арендаторам отсрочку по уплате арендной платы на основании подп.6.1 п.6 и п.11 Указа № 143, днем сдачи арендодателем в аренду недвижимости для целей исчисления НДС признается 31 декабря 2020 г., если день сдачи недвижимости в аренду приходится на период с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. (п.12 Указа № 143).
Таким образом, у вышеназванных арендодателей момент фактической реализации (если арендная плата установлена договором за календарный месяц) по аренде за апрель-сентябрь, а также за декабрь 2020 г. – 31.12.2020, по аренде за октябрь 2020 г. – 31.10.2020, за ноябрь – 30.11.2020.
1. В состав внереализационных расходов с 1 апреля 2020 г. разрешено включать затраты организаций на проведение санитарно-противоэпидемиологических, в т.ч. ограничительных, мероприятий по перечню, определенному Минздравом (подп.2.5 п.2 Указа № 143). Перечня пока нет, что в нем будет – неизвестно.
Как нужно было включать подобные затраты до 1 апреля 2020 г., официально не разъяснялось. По рекомендациям экспертов, их относили к затратам на охрану труда и учитывали при налогообложении прибыли в составе затрат.
2. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 N 504 «О курсовых разница» организациям (за исключением банков) предоставлено право списывать на внеррасходы и внердоходы в налоговом учете курсовые разницы, возникающие в течение года, по выбору плательщика:
При этом в учетной политике нужно отразить выбранный порядок налогового учета курсовых разниц.
Все уже выбрали свой вариант.
Указ N 143 предоставляет право однократно в течение 2020 года изменить выбранный вариант путем внесения изменения в учетную политику (подп.2.6 п.2 Указа № 143). Новый вариант будет действовать в течение всего налогового периода (т.е. в течение всего 2020 года в отношении курсовых разниц, возникающих с 1 января по 31 декабря 2020 г.).
С 1 апреля 2020 г. не признаются объектом обложения подоходным налогом доходы в размере стоимости средств индивидуальной защиты, антисептических лекарственных средств и дезинфицирующих средств, питания, получаемых в связи с проведением санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий (подп.2.9 п.2 Указа № 143).
До этой даты целесообразно было применять аналогичную норму подп.2.4 п.2 ст.196 НК, согласно которой не признаются объектом обложения доходы в размере стоимости средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.
Местные органы власти вправе в течение II и III кварталов 2020 года принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и земельного налога, которые подлежат уплате по срокам, приходящимся на упомянутые кварталы (подп.2.2 п.2 Указа № 143). Такое уменьшение произойдет за счет установления понижающего коэффициента.
Местные исполкомы вправе в течение II и III кварталов 2020 года принимать решения об уменьшении отдельным категориям арендаторов суммы арендной платы за землю, которая подлежит уплате по срокам, приходящимся на указанные кварталы.
Администрации СЭЗ могут в течение II и III кварталов 2020 года принимать решения об уменьшении размера арендной платы за землю, которая подлежит уплате в сроки, приходящиеся на данные кварталы. Право об уменьшении размера арендной платы распространяется на земельные участки, расположенные в границах СЭЗ, специальных туристско-рекреационных парков и предоставленные отдельным категориям резидентов этих СЭЗ и парков (подп.2.3 п.2 Указа № 143).
Местные органы власти своими решениями вправе изменять установленный срок уплаты налогов, сборов (пошлин), которые подлежат уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г., полностью уплачиваемых в местные бюджеты (подп.2.1 п.2 Указа № 143).
Для изменения срока уплаты применяются следующие формы беспроцентной поддержки:
Кроме того, местным органам власти предоставлено право изменять срок уплаты арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности. Отсрочку, рассрочку и налоговый кредит могут предоставить в отношении арендной платы за землю, подлежащей уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г.
Отсрочку, рассрочку, налоговый кредит могут получить:
При этом условием получения такой поддержки является своевременная и полная уплата субъектами хозяйствования в период их предоставления текущих платежей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет, контролируемым налоговыми органами, а также платежей в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, по которым предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит.
При нарушении данного условия субъекты хозяйствования утрачивают право пользования отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом, а суммы платежей, в отношении которых они предоставлены, взыскиваются за весь период пользования ими с начислением пеней в порядке, установленном НК, начиная со дня утраты такого права.
Погасить долги нужно будет совсем скоро: с 1 октября по 31 декабря 2020 г.